Мариинское отделение СКП

Среда, 15.05.2024, 07:17

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход

Главная » Файлы » Лит-журнал " Северный ветер"

Продолжение 1. Выпуск № 2. Мария Айкина
04.02.2013, 23:49

         Так в свободное время парни ходили любоваться в те места, где  под пологом хвойных и лиственных лесов, по берегам реки и всех прилегающих к ней ручейков и даже на заболоченных участках росли многочисленные кустарники. На многих из них созревали питательные ягоды. Мясо, рыба шли парням на первое  блюдо. Варили на костре в котелке. После готовили себе десерт из трав и ягод. Иногда селяне, встретив братьев далеко  за окрестностями села спрашивали:
- Откуда возвращаетесь?
   Братья  дружно отвечали:
- Из Лесной Дачи.
         Так, с их слов, все правдинцы, а вскоре и все из окружающих сёл Белогородка, Николаевка, Тюменево, Рыбальский,  Благовещенка и т. д. стали называть это место Лесной Дачей. 
      Весной Локтей перевозит из Правдинки домик, он состоял из одной комнаты. Илья покупает в Белогородке дом  больше, он был  из двух комнат. Оба женятся.
            На второй год в село переезжает зажиточная семья Вороновых.  Они были хорошими инициаторами во многих хороших начинаниях. Это был  1910 г.  С этого года и идет летоисчисление этого села.  В этом же году в Лесной Даче появляются другие первопоселенцы. Через два года туда переезжают несколько семей из Правдинки. Но вот что удивительно: Никифоровы, Вороновы, Рудневы, Праведниковы – они были все близкими родственниками, как говорится: «Кум – сват – брат».
            В последующие 5 лет в Лесную Дачу  опять из Правдинки переезжает около 15 семей, которые и состояли в этом близком родстве.
          Как только переезжала какая – нибудь семья в село, каждый селянин вспоминал свой переезд, считал своим долгом, хоть чем- то помочь новоселу – хозяину. Вот и придумывал каждый, когда он не будет сильно занят  своими домашними делами, чтобы помочь этому переселенцу, в строительстве дома, или стайки, бани, копке колодца или погреба. Помочь в том, где человеку трудно обходиться  одному.

        Дома, в то время, накрывали соломой, некоторые берестой. Каждый хозяин стал огораживать свой дом  частоколом, тыном, плетнем, и только, кто побогаче, огораживали заплотником.

         Печника тоже звать не приходилось, он приходил сам.  Лучшие печники Праведников Антон Михеевич, Тимохин Николай.

        Только немного обустроится вновь прибывшая семья, собирают хозяева новоселье. Каждый приходил с дарами.  Старались не упасть лицом друг перед другом.  Дарить старались, чаще, что – нибудь из скотины. Кто курочку принесёт, гуся или  уточку, кто  ягнят, кто  поросят. А близкие родственники  старались подарить что – то, по лучше:  овцу, свиноматку, теленочка, жеребеночка.

       Так и заживет новосел под внимательным присмотром селян, своих сватов, кумовьёв, братьев. Легко у него на душе. Нужным человеком себя считает в этом селе. И ему так захочется жить честно и людям  тоже нести добро.

      Разработали леснодаченцы большие огороды под картошку, огородили частоколом,  перед большим огородом перекопали под мелочь – лук, чеснок, морковь, свекла,  репа. Своими руками земельку обихаживали, каждый комочек разминали пальцами. А главное, вдыхали ту  красоту, среди которой они жили, трудились, создавали семьи, растили детей, а потом и внуков.
      Время шло, село росло. Улица получилась сказочная. Дома стояли в один рядок на бугорке, уставившись своими чистыми окнами на восток. Перед окнами просёлочная дорога, ниже под окнами в ряд стоят баньки, а за ними красавица река Лебёдка. Сразу за горой в одну сторону загадочная тайга, в другую – дорога, которая вела на гору, где  позже и расположится мини – завод по изготовлению кирпича. Всё село клали  русские печи из своего кирпича, да и из соседних сёл стали приезжать за кирпичом именно к ним.
        В каждой семье были свои кормильцы – охотники. Охота ещё долгие десятки лет была главным занятием. Ловили  белок, лисиц красно - бурых, их мех использовали на шапки.  Зайцев, диких коз, лосей, бобров, барсуков, использовали на мясо. Медведей, росомах, бурундуков, волков, им тоже придумывали место, куда использовать. Каких на мясо, каких на меха.  Селяне хорошо знали чьё мясо можно съесть, а с кого только шкуру снять.  А применить всё правильно они умели. Из птиц ценились глухари, тетерева, дикие утки. Для охоты использовали всё:  лук и стрелы, ямы – ловушки, капканы, но стрелы быстро заменились огнестрельным оружием. И только « асы» этого красивого занятия, превратили все в хобби, долгое время с этим не расставались, а потом, передавали по наследству эти предметы, которые когда то, служили единственным средством для выживания.
        Большим подспорьем у леснодаченцев была рыба. Рыболовство играло огромную роль. Любимая рыба: щука, лини.
       Немаловажную роль в жизни крестьян играло собирательство. Ранней весной, когда с продуктами питания было особенно тяжело, они копали корни дикорастущих трав кондака, сараны, собирали дикий чеснок, лук, употребляли их в пищу. С ранней весны до поздней осени собирали всевозможные ягоды, грибы, кедровые орехи, мёд от диких пчёл.
   Скотоводство играло главную роль в жизни сельчан. Около домов стали сооружать стойло, стайки, загоны для содержания скота. Стали заготавливать сено на зиму животным. Летом село нанимало одного пастуха и выгоняло всех животных в стадо и пасли их на пастбищах,  так как теперь, вокруг села, на много километров простирались поля. Коней пасли отдельно, коров отдельно, а коз и овец отдельно. У себя в загонах каждый держал кур, гусей, уток и обязательно свиней. Летом всех выпускали на волю.

         Особую роль в жизни крестьянина играли лошади. В то время  конь – это, прежде всего главное транспортное средство. Они незаменимы были для того, чтобы пасти стада, заготавливать корма для скотины, для распахивания полей, для вывоза сена с лугов, ну и какой сибиряк не знает, что в те далёкие времена конём вывозили брёвна для строительства, и дрова, чтобы зимние длинные вечера  коротать у тёплого семейного очага. 

        Лошадей пытались разводить своей породы, отличавшихся своей выносливостью. Те селяне, которые не имели коней, им приходилось все тяжёлые работы выполнять на быках или идти и просить у соседей одалживать лошадь. Конское мясо – любимый продукт питания, да и вообще, в селе, основные продукты питания были хлеб, картошка, мясо, молочные продукты.  Кожа шла на изготовление обуви, одежды, конской упряжи.
         Выделка овечьих шкур для женских шуб, мужских тулупов и другой одежды всегда было уделом женщин.
      Как только обустроилось село и стали появляться первые печники, надумали сельчане сделать свой кирпичный завод, а тут и люди приехали, которые долго работали на Анжерском кирпичном заводе. Задумали и сделали. Получился. Расположился он на горе, за рекой.  Ответственный там был бригадиром по фамилии Кирпичников.       Красота! За речкой небольшая гора, на ней много лет функционировал этот завод, на нем изготавливали кирпичи.  Крестьяне, приехавшие в гости, в это село, попросту завидовали, что у всех жителей в селе стоят в доме добротные  огромные  русские печи, в которых проворные хозяюшки до выхода  в поле или на колхозные работы успевали испечь вкусный, пышный, румяный хлеб или калачики, замешанные на обыкновенной воде.


       Глухая сибирская деревушка со сказочным названием Лесная Дача расцветала, превращалась в красивое село, со счастливыми многочисленными семьями. Самая большая семья была у Праведникова Антона Михеевича (14 детей) жена Луша, Лукерья. Он держал большую пасеку, более 15 колодок.

 

             У леснодаченцев были развиты различного рода промыслы: обработка продуктов скотоводства, дерева, металла. Из кожи, изготавливали обувь, одежду, конскую сбрую.  Из овечьих овчин шили тулупы, полушубки, рукавицы,  безрукавки, шапки.
   Селяне умели хорошо обрабатывать и дерево. В память о старшем поколении до сих пор сохранилось, хотя и уже не используется, различная домашняя деревенская утварь: чашки, миски, ложки, солонки, корыта, ступы, кадушка-однодеревка, дежа (для замеса теста), корыто для купания детей, для стирки белья. Из бересты изготавливали коробы, корзины, различных размеров и назначений.
      Денег «на руках» у людей было мало. Торговля, в основном, носила меновой характер. Сукно, холст, выделанную кожу, продукты питания – все изготавливали сами. И войлок, тулупы, шубы, корзины – все это  везли в город.  Через Николаевку (5км),  потом Тюменево (5км), через ст. Берекульская(8км). Ездили в Анжерку, Мариинск, Томск.   Оттуда привозили:  домашний скарб, сельскохозяйственный инвентарь, изделия из железа.

      С появлением в селе железа, появились в селе кузнецы. Кузнец в то время на деревни был самым нужным, уважаемым человеком. Каждый хотел научиться этой профессии, но, не каждому удавалось познать все тонкости этого ремесла. А вот эстонец,  Юоган Юрьевич Послак превзошел всех.

      Из разомлевшего  металла кузнец ковал плуги для пахарей, серпы для жниц, деревенских женщин. Кому подкову для лошадки, кому топор, колун, лопату, грабли. Сложные  изделия изготавливал всегда сам,  а то, что попроще, мог поручить своим подмастерьям. Каждому он давал задания: изготовить гвоздь или скобу и только проверив на таком легком деле, мог доверять изготавливать  изделия посложнее: полозья для саней, ножи, удила, стремена, косу – литовку, серпы и т. д.

     Кузнецу каждый старался угодить, так как каждый знал, что рано или поздно к нему придется обратиться. Вот и старался каждый селянин кузнецу заранее сделать  доброе, нужное дело, чтобы в нужный момент, тот не мог ему отказать. Ведь ситуаций в жизни непредвиденных  много.  Сломаются полозья на санях, а тебе в лес сегодня надо срочно ехать за дровами.  Или сломался колун или топор. Вот и просит хозяин кузнеца сделать ему эту работу быстрее. А там, в кузнице, уже кто –то,  у него на очереди раньше сидит. Вот тогда кузнец и решает, кому он обязан больше. Не было таких случаев, чтобы люди обижались на кузнеца. Правильный он был человек, говорил мало, работал много, оттого и сильно уважали селяне. Да и дар у него был, по - простому, объяснить мог, что твое дело еще минутку может подождать, а вот у человека катастрофа.

        Село обустраивалось, хорошело. Дома стали строить большие. Но по-прежнему, дом состоит из одной большой комнаты, которую разделяет огромная русская печь. За ней делались полати, чтобы спали домочадцы, когда жарко топилась русская печь. Здесь же, на полатях, хранились мешки с семечками, сушеными грибами, орехами, черемухой. Тут же были узелки с маком, сушеный ягодный чай. В другом уголке, у запасливого хозяина, хранился надробленный табак.

       Как  изготавливали  ягодный чай? Принесет хозяйка из леса разных ягод. Тут и малина, клюква, земляника, смородина. Какие ягоды по сезону одновременно созревают, из тех и изготавливали. И жимолости, брусники, черники, кислики и т. д. Насыпит  в железный лист хозяйка ягоды, поставит в хорошо натопленную русскую печь, когда жидкость с них уйдет, вытащит их.  Жар в печи поубавится, поставит их опять туда, и стоят ягоды там томятся. Иногда, приходилось хозяйкам томить один сорт ягод, а потом их объединять, делать из них ассорти. Соединит запасливая хозяйка томленые ягоды, перемешает и еще поставит томиться. После этого, вытащит, разрежет их на пластины, завернет в холщевую ткань и положит их на приступочку в русской печи. Лежат брикеты там, поджидают, когда хозяйка угольками вскипятит  русский самовар,  раздувая его огромным сапогом-гармошкой. Усадит свою семью за огромный стол, заварит чай  ягодными брикетами.   Пьет чай семья  морозной зимой в  тепле, в хорошо натопленном доме. У – ух!  Запах прошедшего лета!  Вкуснотище! Главное  все натуральное и  столько витаминов!!!  Как будто семья  зимой на лесной летней поляне побывала!!! И  уж точно, что лучше чем на  любом курорте оздоровились.

          Обычно, вдоль всех окон в доме стояли широкие лавки. Для чего они предназначались?  Кроме того что на них сидели, их еще использовали, чтобы на них спать. Приедет семья в гости, а у хозяйки и на печки все занято, и на полатях места нет. Вот она и положит  неприхотливых гостей на лавки. Шапку под голову, своей шубой накрывались. В больших семьях  на печках спали, обычно, старшее поколение, дедушка и бабушка.  Муж с женой спали на единственной кровати в доме. Подростки - на полатях. Совсем взрослые дети спали прямо на полу,  постелив шубы, дохи, полушубки, укрывшись большими    тулупами. Маленький ребенок спал в люльки.

      Что такое люлька? Деревянный, досчатый, продолговатый ящик. В доме, в матицу вбивался большой  клец. На него,  на сыромятных ремнях, подвешивали люльку.

     Ребенку только под попку подкладывали клочок  самотканой ткани, свивали свивальником. Свивальник- это двойная лента, метра 2 длиной, 20-30см шириной. Обычно, его сшивали  из мелких ненужных в домашних делах, клочков ткани. Под попку подкладывали  пеленку, а свивальником пеленали, т.е. свивали руки и ножки ребеночку, чтобы он не вздрагивал во сне. Часто было так, что у мамки не из чего было сшить малышу матрасик в люльку. На дно стелили разнотравье, выбирая мягкую травку. И застилали самотканой тканью.

Категория: Лит-журнал " Северный ветер" | Добавил: Искандер
Просмотров: 351 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Адрроник  
Очень, понравилось

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта





Вход на сайт

Поиск

------------------------------------------------------

Пожертвования для развития
наших проектов

Вебмани
R196560876260
Z414468660579

Яндекс-деньги
410013775752608

------------------------------------------------------

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт рекомендованный для просмотра:

Игорь Дергоусов. 

Рожден я был на берегах Азова